ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ
ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
Валентин Серов – выдающийся русский живописец конца XIX – начала XX столетия. Он художник новой эпохи с ее динамикой, остротой восприятия, с большой долей личного, активного отношения к характеру людей.
1959
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
Альбом открывает предисловие Натальи Соколовой. Автору удалось передать ощущение среды, в которой рос и воспитывался художник. Увлекательно и живо предстает перед читателем детство и юность будущего живописца.
Вот как рассказывала Валентина Семеновна Серова о первых шагах сына на художественном поприще: «В Риме я показала Антокольскому Тошины (Так звали Валентина в семье) рисунки; он очень серьезно отнесся к его дарованию и посоветовал несколько оживить его учение, предоставив его руководству талантливого русского художника… Он указал на Репина, которого я хорошо знала и очень ценила… Тоше было тогда 9 лет». Захватив сына, Серова отправилась в Париж, где тогда жил и работал Репин.
Наталья Соколова в своей статье описывает расширение жизненного опыта Серова. Процесс этот очевиден, прежде всего, в портрете.
Издательство «Изобразительное искусство»
ДЕВУШКА, ОСВЕЩЕННАЯ СОЛНЦЕМ

В 1988 году в Домотканове Серов пишет одно из своих первых капитальных произведений «Девушка, освещенная солнцем».
Это портрет его двоюродной сестры Марии Яковлевны Симонович. Сам Серов считал этот портрет лучшим из всех когда-либо им написанных. Серов посадил свою модель в липовой аллее и прислонил спиной к одному из старых деревьев так, чтобы солнце скользило по лицу. Это трудная для молодого живописца колористическая задача потребовала многих сеансов. «Сеансы, – вспоминала Мария Симонович, происходили по утрам и после обеда – по целым дням…»
Три месяца напряженной работы, сосредоточенного наблюдения не погасили свежести восприятия натуры художника. Он писал чистыми, яркими красками, повышая интенсивность колорита передачей солнечных рефлексов с применением дополнительных тонов. Портрет привлекает не только тем, что он так светло и ярко, свежо и красиво написан, но также и тем, что художник проявил в трактовке модели подлинную человечность и задушевность.
Это Серовская задушевность – одно из неотъемлемых свойств русской художественной культуры.
1913 год
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Книга была задумана осенью 1906 года в Париже, во время выставки русских художников, устроенной Сергеем Дягилевым на «Осеннем салоне». Монография составлялась при участии самого Серова. Им были просмотрены и отобраны многочисленные этюды, эскизы, рисунки – начиная с детских лет и кончая последними годами.
Игорь Грабарь , основываясь на переписке, воспоминаниях и личных беседах с Серовым, обрисовывает характер художника, его ближайшее окружение, раскрывает отношение к вопросам искусства и общественной жизни, глубоко и проникновенно анализирует работы мастера. В альбоме представлены не только цветные репродукции, вклеенные на отдельные картонные листы, но и многочисленные фотографии эскизов, набросков, фрагментов картин художника.
Игорь Грабарь
ПОРТРЕТ ДРАГОМИРОВОЙ
Портрет Софьи Драгомировой написан художником в период блестящего расцвета его таланта. Любопытно, что портрет Драгомировой одновременно в одной мастерской и почти с одной точки писали Илья Репин и Валентин Серов. Однако Серову, в связи с внезапным отъездом в Москву, пришлось прервать работу над портретом, который остался незавершенным. Илья Репин подарил Драгомировой серовский незаконченный этюд, о чем он сообщил Валентину Серову в письме от 16 января 1890 года: «…твой этюд я подарил им, так как мне показалось, что ты этого желал в глубине души. Только ты извини, Антон, я немножко рукав на локте, грудь и правый рукав, и руку правую, левая прекрасна была, потрогал, и в том же роде, как было – не испортил. Она очень довольна».

СЕРОВ ИЛИ РЕПИН
Драгомирова-Лукомская очень хорошо рассказывает о том, как этот этюд-портрет был свидетелем роста серовской славы. Он долго висел вместе с репинским портретом в Киеве, в доме Михаила Драгомирова, командовавшего в то время войсками Киевского округа. Приезжавшие в Киев петербургские гости генерала в начале 1890-х годов всегда справлялись о репинском портрете: «Говорят, у вас есть замечательный портрет вашей дочери, написанный знаменитым Репиным?» Гостя водили показывать портрет. «А это кто писал? – спрашивали обыкновенно, указывая на висевший тут же серовский портрет. «Это, так, один ученик Репина». На это следовало равнодушное «а-а»! Несколько позже, имя этого ученика уже громко называлось, а еще через некоторое время приезжие из столиц прежде всего осведомлялись: «А скажите, правда, что у вас есть прекрасный портрет Серова с Софьей Михайловной?» И уже потом спрашивали, останавливаясь перед репинским: «А это чей?»
Так слава ученика догнала славу учителя, и в конце концов
переросла ее.
О МОДЕЛИ
Драгомирова Софья Михайловна (1871–1953) – дочь Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, командующего войсками Киевского военного округа, военного писателя, историка и теоретика Михаила Ивановича Драгомирова (1830–1905).
Илья Репин
Валентин Серов
1911 год
СЕРОВ
Николай Эрнестович Радлов (1889-1942) – искусствовед, художественный критик, русский и советский художник, карикатурист и книжный иллюстратор.
Радлов о творчестве Серова: «Отдельные черты серовского творчества проникнуты одной общей идеей, из которой они вытекают логически, как из одной аксиомы. Поставленной во главе его искусствопонимания. Она может быть сформулирована следующим образом: Идеей в живописи должна быть идея живописная».


Николай Радлов
ПОРТРЕТ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ОРЛОВОЙ
Перед нами светская львица, княгиня Ольга Константиновна Орлова. Она проводит свой досуг между салонами Петербурга, Парижа и Рима. Она колесит по Европе в поисках новых впечатлений. Она всегда в движении, боясь отстать от легкокрылой моды. Художнику пришлось потратить немало времени, чтобы начать, а потом закончить портрет своей неуловимой модели. Он посадил ее в динамичную, слегка вульгарную, позу, великолепно написал ее туалет – последний крик Парижа, окружил ее дорогими предметами. Обнаружив зияющую пустоту своей сиятельной модели, портретист сказал об этом с присущей ему резкостью и иронией. Это придало парадному портрету, совсем не присущую данному жанру, социальную и психологическую остроту. Княгиня с удовольствием позирует, играет предложенную художником роль. Все в ней «на публику», все в ней с расчетом на эффект, на моду, на новизну.
Колорит портрета Орловой – не просто аккомпанемент к выразительному, острому, чуть гротескному рисунку, а важнейшее средство пластической характеристики. Коричнево-лиловые тона картин в золотых рамах перекликаются с теми же оттенками мехового палантина, темно-зеленый цвет вазы с свело-зеленым атласом платья. Вся эта роскошь красок, положенных широко, крупными плоскостями, звучит в полную силу, приведена к гармонии, подчинена строгой классической композиции.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
cntb-sa.ru



наш адрес:
127434 Москва, Дмитровское шоссе, дом 9 строение 2
Проезд: м. «Тимирязевская»


+7 (495) 639 68 65