Самые ранние известные нам церкви датируются XII веком, хотя они не сохранились до наших дней. Ученые могут изучать их на основе древних исторических документов. Настоящий расцвет строительства пришелся на период
с XV по XVIII века, когда были созданы признанные во всем мире шедевры архитектурного искусства.

Шатровая архитектура была широко распространена на Руси. Форма шатра представляет собой восьмигранную пирамиду, которая используется для завершения колоколен и основных элементов церкви. Эта форма была выбрана в качестве альтернативы классическому куполу при деревянном строительстве.

Карелия и северные территории России являются одними из главных мест, где были созданы шедевры русского деревянного зодчества. Самый известный во всем мире памятник деревянного зодчества - Кижский погост,
который объединил в себе лучшие русские традиции. Архитектурный ансамбль прославлен тем, что построен
без единого гвоздя.

Сегодня он функционирует как огромный музей, и люди со всего мира приезжают посмотреть на это уникальное сооружение. Это настоящая жемчужина архитектурного мастерства и узнаваемый символ нашей страны
во всем мире.

храмовое зодчество
В издании рассматриваются охраняемые государством как произведения народного искусства памятники шатрового, клетского, ярусного, кубоватого и многоглавого типов культовых сооружений,
а также малые архитектурные формы Архангельской, Муромской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Московской, Калининской областей, Карельской АССР и Сибири.

Книга содержит огромное количество фотоиллюстраций.

Ополовников А.В.
Русское деревянное зодчество.
Издательство: «Искусство», Москва, 1986 г.
312 стр.
Монография представляет собою типологическое исследование народного деревянного культового зодчества Русского Севера, подытожившее натурные историко-архитектурные обследования, проводившиеся на протяжении
1950 - 2002 гг., и типологические разработки, начатые в 1970-х гг. Ядро монографии - принципиально новые многоуровневые классификации простейших культовых построек, храмов и колоколен, включяающие от 4 до 10 основных типологических уровней с вариантами, подвариантами и массивом дополнительных признаков. Все типологические подразделения подтверждены конкретными примерами, а ключевые, кроме того, - очерком, освещающим вопросы генезиса и эволюции исследуемых объектов на примере наиболее характерных тенденций формообразования. Монография открывается статьей, излагающей историю вопроса, принципы классифицирования, роль и место типологической системы в историко- архитектурных исследованиях. Приложения включают архитектурно- археологическую шкалу для хронологической атрибуции церквей и часовен, словарь терминов и типологических понятий по культовому зодчеству объемом в 320 слов, статью об электронном классификаторе "Деревянное культовое зодчество Русского Севера". Монография снабжена предметно- географическим указателем, содержащим сведения
о 259 культовых постройках.
Орфинский В.П., Гришина И.Е.
Типология Деревянного Культового Зодчества Русского Севера.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного Научного Фонда и НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН, Петрозаводск, 2004 г.
280 стр.
Книга посвящена описанию замечательных памятников древнерусской деревянной архитектуры, составляющих гордость русского национального искусства и являющихся величайшими шедеврами деревянного зодчества.

В книге приведены обмерные чертежи, фотографии и подробные исторические справки по важнейшим памятникам русского деревянного зодчества в Карело-Финской ССР: Успенского собора в Кеми, знаменитого ансамбля Кижского погоста, Успенской церкви в Кондопоге, Петропавловской часовни в Волкострове, Ильинской церкви
Водлозерского погоста. Выполненные автор обмеры-чертежи реконструкции восстанавливают подлинный художественный образ исследуемых сооружений.
В книге впервые дается подробное описание художественных
и конструктивных особенностей этих памятников и на этом материале намечаются пути, по которым шло развитие русского
народного зодчества.


Ополовников А.В.
Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР.
Издательство: Государственное издательство литературы по строительству
и архитектуре, Москва, 1955.
195 стр.
Самые ранние известные нам церкви датируются XII веком, хотя они не сохранились до наших дней. Ученые могут изучать их на основе древних исторических документов. Настоящий расцвет строительства пришелся на период
с XV по XVIII века, когда были созданы признанные во всем мире шедевры архитектурного искусства.

Шатровая архитектура была широко распространена на Руси. Форма шатра представляет собой восьмигранную пирамиду, которая используется для завершения колоколен и основных элементов церкви. Эта форма была выбрана в качестве альтернативы классическому куполу при деревянном строительстве.

Карелия и северные территории России являются одними из главных мест, где были созданы шедевры русского деревянного зодчества. Самый известный во всем мире памятник деревянного зодчества - Кижский погост, который объединил в себе лучшие русские традиции. Архитектурный ансамбль прославлен тем, что построен без единого гвоздя.

Сегодня он функционирует как огромный музей, и люди со всего мира приезжают посмотреть на это уникальное сооружение. Это настоящая жемчужина архитектурного мастерства и узнаваемый символ нашей страны во всем мире.

Монография представляет собою типологическое исследование народного деревянного культового зодчества Русского Севера, подытожившее натурные историко-архитектурные обследования, проводившиеся на протяжении 1950 - 2002 гг., и типологические разработки, начатые в 1970-х гг. Ядро монографии - принципиально новые многоуровневые классификации простейших культовых построек, храмов и колоколен, включяающие от 4 до 10 основных типологических уровней с вариантами, подвариантами и массивом дополнительных признаков. Все типологические подразделения подтверждены конкретными примерами, а ключевые, кроме того, - очерком, освещающим вопросы генезиса и эволюции исследуемых объектов на примере наиболее характерных тенденций формообразования. Монография открывается статьей, излагающей историю вопроса, принципы классифицирования, роль и место типологической системы в историко- архитектурных исследованиях. Приложения включают архитектурно- археологическую шкалу для хронологической атрибуции церквей и часовен, словарь терминов и типологических понятий по культовому зодчеству объемом в 320 слов, статью об электронном классификаторе "Деревянное культовое зодчество Русского Севера". Монография снабжена предметно- географическим указателем, содержащим сведения о 259 культовых постройках.
Ополовников А.В.
Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР.
Издательство: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре,
Москва, 1955.
195 стр.
Книга посвящена описанию замечательных памятников древнерусской деревянной архитектуры, составляющих гордость русского национального искусства и являющихся величайшими шедеврами деревянного зодчества.

В книге приведены обмерные чертежи, фотографии и подробные исторические справки по важнейшим памятникам русского деревянного зодчества в Карело-Финской ССР: Успенского собора в Кеми, знаменитого ансамбля Кижского погоста, Успенской церкви в Кондопоге, Петропавловской часовни в Волкострове, Ильинской церкви Водлозерского погоста. Выполненные автор обмеры-чертежи реконструкции восстанавливают подлинный художественный образ исследуемых сооружений.
В книге впервые дается подробное описание художественных и конструктивных особенностей этих памятников и на этом материале намечаются пути, по которым шло развитие русского народного зодчества.


В издании рассматриваются охраняемые государством как произведения народного искусства памятники шатрового, клетского, ярусного, кубоватого и многоглавого типов культовых сооружений, а также малые архитектурные формы Архангельской, Муромской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Московской, Калининской областей, Карельской АССР и Сибири.

Книга содержит огромное количество фотоиллюстраций.

Книга посвящена описанию замечательных памятников древнерусской деревянной архитектуры, составляющих гордость русского национального искусства и являющихся величайшими шедеврами деревянного зодчества.

В книге приведены обмерные чертежи, фотографии и подробные исторические справки по важнейшим памятникам русского деревянного зодчества в Карело-Финской ССР: Успенского собора в Кеми, знаменитого ансамбля Кижского погоста, Успенской церкви в Кондопоге, Петропавловской часовни в Волкострове, Ильинской церкви Водлозерского погоста. Выполненные автор обмеры-чертежи реконструкции восстанавливают подлинный художественный образ исследуемых сооружений.
В книге впервые дается подробное описание художественных
и конструктивных особенностей этих памятников и на этом материале намечаются пути, по которым шло развитие русского народного зодчества.


В издании рассматриваются охраняемые государством как произведения народного искусства памятники шатрового, клетского, ярусного, кубоватого и многоглавого типов культовых сооружений, а также малые архитектурные формы Архангельской, Муромской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Московской, Калининской областей, Карельской АССР и Сибири.

Книга содержит огромное количество фотоиллюстраций.

Самые ранние известные нам церкви датируются XII веком, хотя они не сохранились до наших дней. Ученые могут изучать их на основе древних исторических документов. Настоящий расцвет строительства пришелся на период с XV по XVIII века, когда были созданы признанные во всем мире шедевры архитектурного искусства.

Шатровая архитектура была широко распространена на Руси. Форма шатра представляет собой восьмигранную пирамиду, которая используется для завершения колоколен и основных элементов церкви. Эта форма была выбрана в качестве альтернативы классическому куполу при деревянном строительстве.

Карелия и северные территории России являются одними из главных мест, где были созданы шедевры русского деревянного зодчества. Самый известный во всем мире памятник деревянного зодчества - Кижский погост, который объединил в себе лучшие русские традиции. Архитектурный ансамбль прославлен тем, что построен
без единого гвоздя.

Сегодня он функционирует как огромный музей, и люди со всего мира приезжают посмотреть на это уникальное сооружение. Это настоящая жемчужина архитектурного мастерства и узнаваемый символ нашей страны во всем мире.

В издании рассматриваются охраняемые государством как произведения народного искусства памятники шатрового, клетского, ярусного, кубоватого и многоглавого типов культовых сооружений, а также малые архитектурные формы Архангельской, Муромской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Московской, Калининской областей, Карельской АССР и Сибири.

Книга содержит огромное количество фотоиллюстраций.

Книга посвящена описанию замечательных памятников древнерусской деревянной архитектуры, составляющих гордость русского национального искусства и являющихся величайшими шедеврами деревянного зодчества.

В книге приведены обмерные чертежи, фотографии и подробные исторические справки по важнейшим памятникам русского деревянного зодчества в Карело-Финской ССР: Успенского собора в Кеми, знаменитого ансамбля Кижского погоста, Успенской церкви в Кондопоге, Петропавловской часовни в Волкострове, Ильинской церкви Водлозерского погоста. Выполненные автор обмеры-чертежи реконструкции восстанавливают подлинный художественный образ исследуемых сооружений.
В книге впервые дается подробное описание художественных и конструктивных особенностей этих памятников и на этом материале намечаются пути, по которым шло развитие русского народного зодчества.


Монография представляет собою типологическое исследование народного деревянного культового зодчества Русского Севера, подытожившее натурные историко-архитектурные обследования, проводившиеся на протяжении 1950 - 2002 гг., и типологические разработки, начатые в 1970-х гг. Ядро монографии - принципиально новые многоуровневые классификации простейших культовых построек, храмов и колоколен, включяающие от 4 до 10 основных типологических уровней с вариантами, подвариантами и массивом дополнительных признаков. Все типологические подразделения подтверждены конкретными примерами, а ключевые, кроме того, - очерком, освещающим вопросы генезиса и эволюции исследуемых объектов на примере наиболее характерных тенденций формообразования. Монография открывается статьей, излагающей историю вопроса, принципы классифицирования, роль и место типологической системы в историко- архитектурных исследованиях. Приложения включают архитектурно- археологическую шкалу для хронологической атрибуции церквей и часовен, словарь терминов и типологических понятий по культовому зодчеству объемом в 320 слов, статью об электронном классификаторе "Деревянное культовое зодчество Русского Севера". Монография снабжена предметно- географическим указателем, содержащим сведения о 259 культовых постройках.
Самые ранние известные нам церкви датируются XII веком, хотя они не сохранились до наших дней. Ученые могут изучать их на основе древних исторических документов. Настоящий расцвет строительства пришелся на период с XV по XVIII века, когда были созданы признанные во всем мире шедевры архитектурного искусства.

Шатровая архитектура была широко распространена на Руси. Форма шатра представляет собой восьмигранную пирамиду, которая используется для завершения колоколен и основных элементов церкви. Эта форма была выбрана в качестве альтернативы классическому куполу при деревянном строительстве.

Карелия и северные территории России являются одними из главных мест, где были созданы шедевры русского деревянного зодчества. Самый известный во всем мире памятник деревянного зодчества - Кижский погост, который объединил в себе лучшие русские традиции. Архитектурный ансамбль прославлен тем, что построен
без единого гвоздя.

Сегодня он функционирует как огромный музей, и люди со всего мира приезжают посмотреть на это уникальное сооружение. Это настоящая жемчужина архитектурного мастерства и узнаваемый символ нашей страны во всем мире.

Книга посвящена описанию замечательных памятников древнерусской деревянной архитектуры, составляющих гордость русского национального искусства и являющихся величайшими шедеврами деревянного зодчества.

В книге приведены обмерные чертежи, фотографии и подробные исторические справки по важнейшим памятникам русского деревянного зодчества в Карело-Финской ССР: Успенского собора в Кеми, знаменитого ансамбля Кижского погоста, Успенской церкви в Кондопоге, Петропавловской часовни в Волкострове, Ильинской церкви
Водлозерского погоста. Выполненные автор обмеры-чертежи реконструкции восстанавливают подлинный художественный образ исследуемых сооружений.
В книге впервые дается подробное описание художественных и конструктивных особенностей этих памятников и на этом материале намечаются пути, по которым шло развитие русского народного зодчества.


Деревянное зодчество составляет значительную и самобытную часть древнерусской культуры. Книга знакомит читателя с русской деревянной культовой архитектурой на примерах существующих памятников. Представлены архитектурные ансамбли, церкви и часовни, сохранившиеся на Севере и, отчасти, в центральных областях России. Наряду с памятниками деревянного зодчества внимание уделено и другим наиболее значительным историко-архитектурным объектам Русского Севера.
Бодэ А. Б.
Поэзия Русского Севера : иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества.
Издательство: Эдиториал УРСС, Москва, 2002.
211 стр.
Путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера создан для тех, кто хотел бы больше узнать о памятниках русской народной деревянной архитектуры, для тех, кто хотел бы своими глазами увидеть красоту и гармонию деревянных построек, вникнуть в тонкости мастерства народных зодчих, строивших храмы, дома, мельницы без чертежей и СНИПов. Через путеводитель авторам хотелось донести не только идею о необходимости сохранения существующих памятников, но и заинтересовать плотницким делом, архитектурой и природой Русского Севера.

Авторы будут считать свою задачу выполненной, если каждый третий читатель отправится в путешествие по Русскому Северу и сможет увидеть всю красоту деревянного зодчества.



Гуров М.Б., Сакулина Э.В.
Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера.
Издательство: Институт наследия, Москва, 2018 г.
380 стр.