КИРГИЗИЯ


Кыргызстан имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность. На территории республики насчитывается больше 5000 археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение. Памятники архитектуры Кыргызстана определяются не только как местное тянь-шаньское, но и среднеазиатское культурное наследие.
Советский период Кыргызстана характерен бурным ростом градостроительства, которое развивалось благодаря созданию промышленных предприятий в местах сосредоточения полезных ископаемых, энергетических ресурсов и на важных узлах транспортных артерий. Архитектурно-художественные особенности построенных в этот период общественных зданий свидетельствуют о тяготении к конструктивизму, в целом обусловленному идейными течениями советской архитектуры.



АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ КИРГИЗИИ

А. Н. Бернштам

Москва, Ленинград
1950


Задача, которую поставил перед собой автор книги, сводилась к тому, чтобы объединить разнообразный материал, разбросанный по различным источникам, и дать широкому кругу читателей некоторые сведения о весьма немногочисленных памятниках архитектуры Киргизии.


В процессе работы автору удалось внести в книгу некоторые данные, до того времени неизвестные. И прежде всего это материалы, собранные в результате его археологических экспедиций. С иллюстрациями.
ГУМБЕЗ МАНАСА

М. Е. Массон, Г. А. Пугаченкова

1950

Книга посвящена уникальному памятнику киргизского зодчества - Гумбезу Манаса, расположенному в горной части Таласской долины. Авторы настоящей монографии освещают историко-топографическое положение памятника, устанавливают время его сооружения, детально рассматривают стилистические особенности памятника, дают архитектурный анализ его форм.

БАШНЯ БУРАНА

А. Н. Бернштам

Фрунзе
1946

Архитектурный памятник славится интересной историей. Ученые считают, что в этом месте ранее стоял средневековый столичный град Баласагун, принадлежащий крупной и мощной тюркской феодальной Караханидской империи (X—XII вв.). Находясь на Шёлковом пути, город развивался и считался одним из самых богатых среднеазиатских населенных пунктов. В XIII веке Баласагун захватили монголы, а через два столетия он полностью исчез с лица земли. От былого величия осталась лишь башня Бурана, развалины крепости и оборонительных сооружений. Во время раскопок были обнаружены остатки водопроводных труб, предметы роскоши и другие свидетельства прежнего величия города Караханидов. Вблизи минарета находятся элементы дворца и руины двух мавзолеев.
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕЙ АЗИИ

Б. Н. Засыпкин

Москва
1948


Монография освещает архитектуру Средней Азии Древних и Средних веков, затронута тема народной архитектуры. Книга хорошо иллюстрирована.

АРХИТЕКТУРА РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ

Сборник статей

Москва
1951

Архитектура - важнейшая отрасль культуры, и вполне естественно, что в условиях социалистического строительства она принимает многообразный характер, отражая при общей, единой социалистической основе особенности национальных традиций разных народов, географические, климатические и природные условия их стран. Вместе со всем народным хозяйством республик Средней Азии развивалась архитектура. Под руководством большевистской партии зодчие преодолевали болезни роста, боролись с проявлениями конструктивизма, формализма, за небольшой срок достигнув выдающихся результатов. Публикацией настоящего сборника материалов Института истории и теории архитектуры осуществляется первая попытка обобщения творческой практики советских архитекторов Узбекской, Казахской республиках.
СРЕДНЯЯ АЗИЯ

1985

Узген. Мавзолеи Караханидов. XI-XII вв.

Мавзолей караханидских правителей расположены на территории средневекового Узгенда, бывшего столицей их государства в XI-XII вв. Мавзолей построены в разное время, но архитектура их выдержана в традиционных для Средней Азии формах портально-купольных усыпальниц. Облицовка, разнообразная по технике выполнения и орнаментике, характеризует эволюцию декора за полтора столетия, в Среднем мавзолее преодладает сочетание узорчатых кладок и ганчевых штукатурок, в Северном мавзолее обильны украшения фигурной кирпичной кладкой, сочной и глубокой резьбой по ганчу, в \южном мавзолее применены все виды разной терракоты.

Бурана. Минарет XI в.

На городище средневекового Баласагуна высится одинокая мощная башня-минарет, утративший ныне верхнюю часть. В облицовочном кирпичном слое ствола минарета чередуются пояса гладкие и пояса с рельефным узором, выложенным из специальных шлифованных кирпичей. В 1970-х годах минарет реставрирован. Археологическими раскопками вблизи башни раскрыты фундаменты трех мавзолеев XI-XII вв.- восьмигранного и двух цилиндрических, с остатками терракотового декора.

Мавзолей Манаса, 1334 г.

Народные легенды связывают эту усыпальницу с самым популярным героем киргизского эпоса-Манасом. В действительности это мавзолей знатной девицы Кянизек- Хатун. Архитектурная форма завершения мавзолея-ребристый шатер на таком же барабане- чаще встречается в северных районах Средней Азии.


АНТИСЕЙСМИКА В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Н. М Бачинский

Москва, Ленинград
1979

Большое архитектурное наследие братских республик Средней Азии заслуженно привлекает к себе внимание советских исследователей. Публикуемая работа Н.М. Бачинского является частью одного из таких исследований и посвящена весьма актуальной проблеме-антисейсмических мероприятиям старых среднеазиатских строителей. Их оригинальные приемы и конструкции, несомненно, заинтересуют самые широкие круги советских архитекторов и инженеров-строителей.
ОЧЕРК ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КИРГИЗСКОЙ ССР

А. Ромм

Москва
1941

Развитие искусства не может рассматриваться в марксистской науке вне связи с общей историей, с изменением производственных отношений в недрах данного общества, с развитием его материальной и духовной культуры. Специфическая трудность, с которой неизбежно столкнется всякий исследователь киргизского искусства,— неполнота, отрывочность исторических сведений о судьбах киргизского народа. О целых эпохах его истории не сохранилось никаких письменных данных.
История киргизского народа относится к числу наименее исследованных. Поэтому история киргизского искусства, вопросы его генезиса могут быть в настоящее время лишь предметом гипотез. Не только решение, но и самая постановка этой проблемы потребует долголетнего труда іархеологов и этнографов, исследователей фольклора, антропологов, лингвистов и историков искусства. В настоящее время очерк киргизской истории и искусства до XIX века может свестись лишь к критическому изложению немногочисленных попыток интерпретирования и описанию дошедших до нас памятников материальной культуры.
Прародиной киргизов считаются верховья Енисея (Минусинский край). Эта страна была населена во II веке до н. э., согласно китайским источникам («Ши-цзы» — исторические записки, 99 г. до н. э.), народом гэ-гунь, или ха-гас. Это название считается китайской транскрипцией слова «киргиз». Само название «киргиз» впервые встречается в составленном Менандром описании путешествия византийского посла Земарха к тюркскому хакану Дизабулу (569 г. н. э.).
ИСКУССТВО СРЕДНЕЙ АЗИИ

Б.В. Веймарн

Москва, Ленинград
1940

Выпуск в свет книги, совершенно законченной еще в 1938 г., значительно задержался. За это время советскими учеными в Средней Азии был сделан ряд интересных открытий, дающих новые данные для истории среднеазиатского искусства. Особенно надо отметить находки в Варахше, близ Бухары, и на территории древнего Хорезма в Кара-Калпакии. В Варахше экспедицией Узкомстариса в 1937—1938 гг. были открыты многочисленные фрагменты резной стуковой декорации, некогда украшавшей стены какого-то большого здания. Судя по этим фрагментам, явно намечаются две статистические группы узора: высокий, горельефный, трактованный с большой долей реализма, и плоскостной, сильно стилизованный узор. Б. П. Денике считает возможным отнести первую группу узоров ко II—III векам н. э., а вторую сближает с памятниками VII—VIII вв. Автор открытия В. Шишкин дает всей резьбе более позднюю датировку (VI—VIII вв.).

Предполагают, что обнаруженное здание является руинами дворца бухар-худата.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
КИРГИЗСКОЙ ССР

Москва
1957

В очерке, помещаемом в настоящем альбоме, издание которого приурочено к 40- летнему юбилею Советской власти, сделана попытка подвести некоторые итоги развития искусства Киргизской ССР.
КИРГИЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЗОР

Рындин М. В.

Л-Фрунзе
1948

Настоящий альбом представляет собой публикацию основных собраний киргизского узора, составленных художником М.В. Рындиным. В течение десяти лет М.В. Рындин собирал материалы по киргизскому узору и до своей смерти, последовавшей 13 февраля 1945, он обработал и лично подготовил свои материалы к печати.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО СССР

Москва
1972

Образование Союза Советских Социалистических Республик открыло широкие возможности для всестороннего развития народов нашей страны, подлинного подъема культуры каждой социалистической нации. Одним из свидетельств этого являются достижения народного искусства в СССР.

Значение народного искусства в духовной культуре людей огромно. Веками народ стремился в своем искусстве - в песне, сказках, былинах, танцах, росписях, архитектуре, декоративных предметах быта: в утвари, игрушках, кружевах, вышивках - в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.

Народное искусство всегда влияло на формирование национального самосознания. В нем воспеваются лучшие черты народного характера - смелость, преданность долгу, Родине, честность, гуманность, а также богатырская сила, широта и оптимизм народного характера.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ ОЗЕРА ИССЫК-КУЛЬ

Фрунзе, 1969

В книге публикуются материалы совещания, посвященного современному озеленению прибрежной полосы Иссык-Куля, и подчеркивается необходимость комплексного зеленого строительства в этом районе. В ряде докладов рекомендуется ассортимент наиболее перспективных растений для озеленения и освещается проблема благоустройства и освоения Прииссыккулья.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
cntb-sa.ru



наш адрес:
127434 Москва, Дмитровское шоссе, дом 9 строение 2
Проезд: м. «Тимирязевская»


+7 (495) 639 68 65
Спасибо!
Будет замечательно, если вы расскажете нам о своих впечатлениях.