Представляем вашему вниманию издания, рассказывающие о русском оружии XII-XIX веков.
Русское оружие являлось воплощением самостоятельной творческой мысли передовых представителей многих поколений наших соотечественников.
Подлинные памятники военного дела нашей страны являются познанием ее истории, ее героического прошлого,
ратных подвигов наших славных предков и одним из средств воспитания национальной
гордости русских людей, любви к своему отечеству.

Представляем вашему вниманию издания,
рассказывающие о русском оружии XII-XIX веков.
Русское оружие являлось воплощением самостоятельной творческой мысли передовых представителей многих
поколений наших соотечественников.
Подлинные памятники военного дела нашей страны являются познанием ее истории, ее героического прошлого, ратных подвигов наших славных предков и одним из средств воспитания национальной гордости русских людей,
любви к своему отечеству.

Поход Олега на греков

Войско
Конница: княжеские дружины
Пехота: городское и сельское население
Холодное оружие
Мечи, копья, сабли, топоры, ножи
Оборонительное вооружение
Шлемы, кольчуги, миндалевидные щиты
Стрелковое оружие
Луки и стрелы, метательные копья — сулицы
Артиллерия
"Пороки"- камнеметы
Битва на Чудском озере
«Ледовое побоище»

Войско
Конница: княжеские дружины,
конное городское и сельское население
Пехота: городское и сельское население
Холодное оружие
Мечи, копья, топоры, рогатины, ножи, ослопы
Оборонительное вооружение
Шлемы с бармицами, кольчуги,
Щиты: миндалевидные и круглые
Стрелковое оружие
Луки и стрелы, метательные копья,
арбалеты-самострелы
Артиллерия
«Пороки»-камнеметы, стенобитные
орудия, тараны
1242 г.
907 г.
Куликовская битва
1380 г.

Войско
Конница: княжеские дружины
Пехота: городское и сельское население,
московские посадские люди
Холодное оружие
Сабли, копья, мечи, кончары, топоры,
рогатины, ножи
Оборонительное вооружение
Шлемы-шишаки с бармицами, кольчуги,
байданы, куяки,
щиты круглые, московские
Стрелковое оружие
Луки и стрелы, метательные копья, дроты,
самострелы, арбалеты
Артиллерия
«Пороки»-камнеметы, стенобитные орудия, тараны
с 1382 г. - огнестрельное оружие: пушки, тюфяки
Русско-турецкая война
1735 - 1739 гг.

Войско
Пехота: мушкетерские и гренадерские полки
Кавалерия: драгуны,
Кирасиры: иррегулярная
Конница: казаки
Холодное оружие
Шпаги, эспонтоны, сабли гусарские,
Казачь: пики
Оборонительное вооружение
Кирасы нагрудные
Стрелковое оружие
Фузеи пехотные, пистолеты, фузеи драгунские,
пистолеты, мушкетоны, карабины
Артиллерия
Артиллерия по калибрам та же,
что и в первой четверти,
но бронзовая, за исключением морской, которая
продолжала изготокляться из чугуна
Отечественная война
с Наполеоном

Войско
Пехота: полки гренадерские, мушкетерские, морские,
егерские, карабинерные
Кавалерия: кирасиры, драгуны,
конно-егеря, гусары, уланы;
Артиллерия, инженерные части
Иррегулярные войска: казачьи, национальные
Холодное оружие
Шпаги с кривым клинком (полусабли),
палаши,сабли, пики уланские, пики
казачьи, тесаки кривые
Оборонительное вооружение
Кираса (грудь и спина)
Стрелковое оружие
Ружья кремневые, винтовальные, кремневые,
ружья кремневые егерские, штуцеры, карабины,
пистолеты, мушкетоны, ружья казачьи
Артиллерия
Артиллерийские орудия системы 1805 г: 12-фунтовые пушки,
1/2-пудовые "единороги", 6-фунтовые пушки,
1/4-пудовые "единороги"
1812 г.
«Производство железных изделий на Руси XVII века заключало в себе главным образом четыре мастерства: пушечное, оружейное,
доспешное и кузнечное».
Мария Михайловна Денисова
Русское оружие
Краткий определитель
русского боевого оружия
XI - XIX веков
1953


- Более подробно о «железно-пушечном деле» можно узнать из книги М.Д. Хмырова «Металлы, металлические изделия и минералы в древней России» (материалы для истории Русского горного промысла)
Книга «Русское оружие» предназначена для оказания практической помощи музеям в их научной работе над историко-культурными памятниками и является вторым выпуском изданий серии пособий – определителей по основным видам материалов, входящих в собрания музеев.
В тексте кратко указывается время и место изобретения и производства того или иного оружия, имя изобретателя, если оно сохранилось в истории, определяются исторические периоды применения каждого вида оружия и его отличительные особенности, характерные для той или иной эпохи.

Павел Савваитов
Описание старинных русских одежд,
оружия, ратных доспехов и конского
прибора, в азбучном порядке
расположенное
1896

В 1965 году, в XI томе Записок Императорского Археологического Общества бы помещен объяснительный указатель П.И. Савваитова к описанию старинных царских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора. Главным материалом для этого указателя послужили
напечатанные в этом же томе извлечения из рукописей и столбцов XVI и XVII вв., хранящихся в архиве Московской Оружейной палаты и содержащих в себе драгоценные
данные для отечественной археологии.


Хмыров Михаил Дмитриевич
Металлы, металлические
изделия и минералы в древней России
(Материалы для истории русского горного
промысла)
1875


Книга была написана на конкурсной основе к 100-летнему юбилею Горного института, которое состоялось в октябре 1873 года.
Монография объединяла сведения о металлах, монетах, оружии, солях и металлических изделиях "въ древней Россiи", начиная с IX века до единодержавия Петра Великого. Рукопись М.Д. Хмырова подверглась немалой критике, но все же ученый комитет принял решение издать ее с необходимыми изменениями и добавлениями. На тот период это
было лучшее издание по данной тематике.


Артиллерия зародилась еще в древние века. Её появление связано с началом применения фортификации . Слово «артиллерия», по-видимому, происходит от латинского arcus – лук и telum – стрела.
Предками современной артиллерии являются первые металлические машины, которые метали камни и стрелы при осаде и обороне древних крепостей. Такие машины были известны за несколько столетий до нашей эры.
Они применялись, несомненно, и на территории нашего государства.
Эти камнеметательные и стрелометательные приспособления именуются в летописях по-разному — и «пускичами» и
«возградами» и «самострелами», и «стрикусами» и «пороками». Существовали специальные «порочные» мастера,
которые чинили и строили эти машины.
В государственной Оружейной палате имеются четыре экземпляра древнейших снарядов гигантских метательных машин.
С XIV века начинается эпоха огнестрельной артиллерии. Её появление связано с появлением пороха, который стал применяться в качестве метательного вещества. Древние метательные машины постепенно вышли из употребления.
К началу XV века Москва имела уже довольно значительную крепостную артиллерию. Во второй половине столетия начинается новый этап её развития. Старые громоздкие бомбардиры стали выходить из употребления. Появился новый вид орудия — пушки, которые имели небольшой калибр, удлиненный ствол и
отличались большей дальнобойностью.
В XVI появился еще один вид орудий — гаубицы, которые имели более короткий, чем у пушки ствол и стреляли каменной картечью. Употреблялись в то время и мортиры, которые имели самый короткий ствол и наибольший калибр.
Артиллерийские орудия — пушки, мортиры и гаубицы обычно обслуживали
специально обученные люди, которые назывались пушкарями.
В XVI-XVII веках пушкари носили на груди отличительные знаки, которые назывались «аламы». Они выкованы были из железа в виде круглого чеканного щитка. Этот же период можно считать начальным периодом развития нашей отечественной артиллерии. Тогда же зародились славные традиции мужества, героизма, отваги и мастерства русских артиллеристов-пушкарей. Русская артиллерия вписала немало героических страниц в историю
защиты нашего отечества от внешнего врага.


Фортификация — отрасль военного дела, которая занимается средствами
и способами укрепления местности
для облегчения боевых действий
своих войск и затруднения
действий противника.
Артиллерия зародилась еще в древние века. Её появление связано с началом применения фортификации . Слово «артиллерия»,
по-видимому, происходит от латинского arcus – лук и telum –стрела.
Предками современной артиллерии являются первые металлические машины, которые метали камни и стрелы при осаде и обороне древних крепостей. Такие машины были известны за несколько столетий до нашей эры. Они применялись,
несомненно, и на территории нашего государства.
Эти камнеметательные и стрелометательные приспособления именуются в летописях по-разному — и «пускичами» и
«возградами» и «самострелами», и «стрикусами» и «пороками». Существовали специальные «порочные» мастера,
которые чинили и строили эти машины.
В государственной Оружейной палате имеются четыре экземпляра древнейших снарядов гигантских метательных машин.
С XIV века начинается эпоха огнестрельной артиллерии.
Её появление связано с появлением пороха, который стал применяться в качестве метательного вещества. Древние метательные машины постепенно вышли из употребления.
К началу XV века Москва имела уже довольно значительную крепостную артиллерию. Во второй половине столетия начинается новый этап её развития. Старые громоздкие бомбардиры стали выходить из употребления. Появился новый вид орудия — пушки, которые имели небольшой калибр, удлиненный ствол и
отличались большей дальнобойностью.
В XVI появился еще один вид орудий — гаубицы, которые имели более короткий, чем у пушки ствол и стреляли каменной картечью. Употреблялись в то время и мортиры, которые имели самый короткий ствол и наибольший калибр.
Артиллерийские орудия — пушки, мортиры и гаубицы
обычно обслуживали специально обученные люди, которые назывались пушкарями. В XVI-XVII веках пушкари носили на груди отличительные знаки, которые назывались «аламы». Они выкованы были из железа в виде круглого чеканного щитка. Этот же период можно считать начальным периодом развития нашей отечественной артиллерии. Тогда же зародились славные традиции мужества, героизма, отваги и мастерства русских артиллеристов-пушкарей. Русская артиллерия вписала немало героических страниц в историю защиты нашего отечества от внешнего врага.


По материалам книги:
"Царь-Пушка", Гордеев Н. В., 1960.
Гордеев Николай Васильевич
Царь-Пушка
1960



Данная книга посвящена краткому экскурсу в историю русской артиллерии и образцам различных артиллерийских орудий работы русских и иностранных мастеров XVI - XIX веков, хранящихся в стенах Московского Кремля.
По фасадам здания бывшего Арсенала установлены пушки работы русских прославленных артиллерийских литейщиков XVI - XVII веков и зарубежные пушки то же периода. На белокаменном постаменте стоят пушки, мортиры и гаубицы - трофеи Отечественной войны 1812 года - французские, австрийские, немецкие. А неподалеку можно увидеть гигант артиллерийского производства XVI века - Царь-пушку. С создателями этих артиллерийских орудий, подробностями их производства, рассмотрением характеристик знакомит читателя автор.
Отдельное место в книге занимает описание процесса изготовления пушек - их формовка и отливка. Ведь производство пушки в XVI - XVII веках занимало не менее года и требовало большого умения мастера. Книга снабжена наглядными иллюстрациями и предназначена для широкого круга читателей.


Данная книга посвящена краткому экскурсу
в историю русской артиллерии и образцам различных артиллерийских орудий работы русских и иностранных мастеров XVI - XIX веков, хранящихся в стенах Московского Кремля.
По фасадам здания бывшего Арсенала установлены пушки работы русских прославленных артиллерийских литейщиков XVI - XVII веков
и зарубежные пушки то же периода.
На белокаменном постаменте стоят пушки, мортиры и гаубицы - трофеи Отечественной войны 1812
года - французские, австрийские, немецкие.
А неподалеку можно увидеть гигант артиллерийского производства XVI века - Царь-пушку. С создателями этих артиллерийских орудий, подробностями их производства, рассмотрением характеристик знакомит читателя автор.
Отдельное место в книге занимает описание процесса изготовления пушек - их формовка и отливка. Ведь производство пушки
в XVI - XVII веках занимало не менее года
и требовало большого умения мастера.
Книга снабжена наглядными иллюстрациями и предназначена для широкого круга читателей.


Так что же такое художественное оружие?
В обработке не боевых частей оружия (приклады и ложа огнестрельного оружия, ручки и ножны сабель и палашей и т. п.) применялись самые разнообразные способы декоративного искусства. Дерево инкрустировалось металлом, костью, перламутром, черепахой, кораллом, бирюзой; каменные породы обрабатывались в форме звериной или
птичьей головы и в свою очередь инкрустировались самоцветами; металлы
чеканились, гравировались, украшались эмалью, камнями.
Можно сказать, что в изготовлении оружия принимали участие все виды декоративного искусства, не исключая тканей или кожи, которыми нередко обтягивались ручки боевых молотов и топоров, ножны сабель и палашей.
Широта применения к оружейному делу декоративного искусства открывала перед мастерами громадные
возможности, предоставляла особенно широкий простор их творческой фантазии и изобретательности.
Однако забота о сохранении и усовершенствовании боевых качеств никогда не покидала лучших оружейников,
и в их творческих замыслах фантазия художника всегда сочеталась с задачами чистого производства.

Так что же такое художественное оружие?
В обработке не боевых частей оружия (приклады и ложа огнестрельного оружия, ручки и ножны сабель и палашей и т. п.) применялись самые разнообразные способы декоративного искусства. Дерево инкрустировалось металлом, костью, перламутром, черепахой, кораллом, бирюзой; каменные породы обрабатывались в форме звериной или птичьей головы и в свою очередь инкрустировались самоцветами; металлы чеканились, гравировались, украшались эмалью, камнями.
Можно сказать, что в изготовлении оружия принимали участие все виды декоративного искусства, не исключая тканей или кожи, которыми нередко обтягивались ручки боевых молотов и топоров, ножны сабель и палашей.
Широта применения к оружейному делу декоративного искусства открывала перед мастерами громадные возможности, предоставляла особенно широкий простор их творческой
фантазии и изобретательности.
Однако забота о сохранении и усовершенствовании боевых качеств никогда не покидала лучших оружейников, и в их творческих замыслах фантазия художника всегда сочеталась
с задачами чистого производства.

По материалом книги:
"Художественное оружие", Никольский В. А.,1925.

Настоящее издание представляет собой краткий обзор исторического развития русского художественного оружия в контексте
выделки оружия у западных и восточных народов.
В области художественной обработки русские оружейники достигли большого уменья в использовании разнородных техник и способов декоративного украшения в применении к оружию.
В тексте читатель встретит описание групп и видов наступательного оружия и оборонительных доспехов, а также способов их обработки – от выделки стали до украшения различных
частей оружия как металлических, так и деревянных
(золочение, инкрустация, чеканка, гравировка).
В приложении представлены перечень и иллюстрации доспехов русских воинов
XVII века, холодного оружия XVI -XVII веков
(сабли, бердыши, булавы), а также
пищалей и пистолетов XVII века.



Никольский Виктор Александрович
Художественное оружие
1925


Настоящее издание представляет собой краткий обзор исторического развития русского художественного оружия в контексте выделки оружия у западных и восточных народов.
В области художественной обработки русские оружейники достигли большого уменья в использовании разнородных техник и способов декоративного украшения в применении к оружию.
В тексте читатель встретит описание групп и видов наступательного оружия и оборонительных доспехов, а также способов их обработки – от выделки стали до украшения различных частей оружия как металлических, так и
деревянных (золочение, инкрустация, чеканка, гравировка).
В приложении представлены перечень и иллюстрации доспехов русских воинов XVII века, холодного оружия XVI -XVII веков
(сабли, бердыши, булавы), а также пищалей
и пистолетов XVII века.



В России центром оружейного дела в допетровскую эпоху был московский Оружейный приказ, а с XVIII века- казенные
оружейные заводы:
Тульский, Ижевский, Сестрорецкий и Златоустовский.

В 1712 году по указу Петра I был основан Тульский оружейный завод. Он стал первым
государственным оружейным заводом в России, а Тула - оружейной столицей страны. Петр I,
знавший цену оружейным мастерам, покровительствовал тулякам, выделяя средства на развитие производства.
С первых же дней оружейный завод стал производить полный ассортимент стрелкового и холодного
оружия для русской армии, которое всегда славилось своим качеством.
Огнестрельное оружие делали из сварочного булата (дамасской стали). Из хорошо режущегося литого булата
изготавливали клинки. Применение самых передовых технологий 18 века значительно повысило качество
выпускаемого оружия, и как результат - в одном из царских указов тульское оружие было признано
за эталон. На вторую половину 18 века приходится расцвет тульского оружейного мастерства.
Необычайно возрос спрос на художественно украшенное тульское оружие и партикулярные изделия.
Уникальное, удивительное по своему изяществу изобретение туляков - «алмазная грань» на металле и множество
других секретов отделки изделий из металла и дерева уходят корнями именно в эту эпоху.
Реконструированный в 19 веке Тульский оружейный завод стал одним из лучших предприятий Европы.
В начале 20 века на Всемирной выставке в Париже тульское оружие за свое качество
было удостоено Диплома почета и Большой золотой медали.
В 20 веке завод продолжал работать и развиваться, сохраняя традиции и осваивая новые направления.
В 1941-1945 годах, работая под девизом «Все для фронта, все для Победы», тульские оружейники выпускали
самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационную пушку «Швак», револьвер системы Наган и пистолет системы Токарева.
Современный Императорский Тульский оружейный завод является одним из признанных мировых центров военных и
двойных технологий. Здесь производится боевое, охотничье и спортивное оружие, а также противотанковые
ракеты, автоматы, бесшумные и подводные пистолеты, подствольные гранатометы, охотничьи ружья
и карабины, знаменитые автоматы Калашникова.
Заводом пройден большой и славный путь. Новое поколение мастеров создало свой неповторимый стиль,
вобравший в себя все известные в оружейном деле художественные средства, использующие различные
материалы - золото, серебро, кость, перламутр. Традиции Левши живы и по сей день.
В 1712 году по указу Петра I был основан Тульский оружейный завод. Он стал первым государственным оружейным заводом
в России, а Тула - оружейной столицей страны. Петр I,
знавший цену оружейным мастерам, покровительствовал тулякам, выделяя средства на развитие производства.
С первых же дней оружейный завод стал производить полный ассортимент стрелкового и холодного оружия для русской армии, которое всегда славилось своим качеством.
Огнестрельное оружие делали из сварочного булата (дамасской стали). Из хорошо режущегося литого булата
изготавливали клинки. Применение самых передовых технологий 18 века значительно повысило качество
выпускаемого оружия, и как результат - в одном из
царских указов тульское оружие было признано
за эталон. На вторую половину 18 века приходится
расцвет тульского оружейного мастерства.
Необычайно возрос спрос на художественно украшенное тульское оружие и партикулярные изделия.
Уникальное, удивительное по своему изяществу изобретение туляков - «алмазная грань» на металле и множество
других секретов отделки изделий из металла и дерева уходят корнями именно в эту эпоху. Реконструированный в 19 веке Тульский оружейный завод стал одним из лучших предприятий Европы. В начале 20 века на Всемирной выставке в Париже тульское оружие за свое качество было удостоено Диплома почета и Большой золотой медали. В 20 веке завод продолжал работать и развиваться, сохраняя традиции и осваивая новые направления. В 1941-1945 годах, работая под девизом «Все для фронта, все для Победы», тульские оружейники выпускали
самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационную пушку «Швак», револьвер системы Наган и пистолет
системы Токарева. Современный Императорский Тульский оружейный завод является одним из признанных мировых центров военных и двойных технологий. Здесь производится боевое, охотничье и спортивное оружие, а также противотанковые ракеты, автоматы, бесшумные и подводные пистолеты, подствольные гранатометы, охотничьи ружья
и карабины, знаменитые автоматы Калашникова.
Заводом пройден большой и славный путь. Новое поколение мастеров создало свой неповторимый стиль,
вобравший в себя все известные в оружейном деле художественные средства, использующие различные
материалы - золото, серебро, кость, перламутр. Традиции Левши живы и по сей день.
По материалам:

Денисова Мария Михайловна
Тульское художественное оружие XVIII - XIX вв.
1952




В данном издании рассказывается об оружии XVIII - XIX веков, созданном тульскими оружейниками,
и находящемся в собрании Государственного Исторического музея. Первый очерк знакомит читателя с тульской казённой оружейной слободой, с её обитателями,
а также с образцами художественного оружия.
Подробно рассматриваются экземпляры художественного оружия тульской работы, разделённые
на несколько видов по орнаменту и художественной технике. В их числе предметы, украшенные травленным орнаментом, рельефным орнаментом, золотой или серебряной насечками,
воронением различных оттенков и гравировкой, а также огранкой стали.
Во втором очерке рассказывается о первых русских магазинных пистолетах системы
Ивана Полина, приводится описание и схема его устройства. В заключение даны
иллюстрации оружия с различными видами художественных украшений,
клеймами и гравировкой имён тульских мастеров-оружейников.



В данном издании рассказывается об оружии
XVIII - XIX веков, созданном тульскими оружейниками, и находящемся в собрании Государственного Исторического музея. Первый очерк знакомит читателя с тульской казённой оружейной слободой, с её обитателями а также
с образцами художественного оружия.
Подробно рассматриваются экземпляры художественного оружия тульской работы, разделённые на несколько видов по орнаменту и художественной технике. В их числе предметы, украшенные травленным орнаментом, рельефным орнаментом, золотой или серебряной насечками,
воронением различных оттенков и гравировкой,
а также огранкой стали.
Во втором очерке рассказывается о первых русских магазинных пистолетах системы Ивана Полина, приводится описание и схема его устройства.
В заключение даны иллюстрации оружия
с различными видами художественных украшений,
клеймами и гравировкой имён тульских мастеров-оружейников.



В Оружейной палате большое место занимает коллекция оружия, которая входит в число
крупнейших оружейных собраний мира. Еще на рубеже XVI-XVII столетий один из
европейских путешественников, посетивших Россию, рассказывая о сокровищах Московского
Кремля, писал: «Богатство, заключающееся в сокровищнице, столь же трудно представить себе,
как и описать… Арсенал столь велик и так богато снабжен, что можно было бы вооружить 20
тысяч всадников». Даже если эта цифра несколько преувеличена, то, видимо, кремлевские
хранилища были так богаты, что производили очень значительное впечатление.
В коллекции русского вооружения представлено различное по конструкции и форме
оборонительное и наступательное оружие. Многие произведения этой коллекции изготовлены в
мастерских Оружейной палаты, большинство из них связаны с именами известных
политических и военных деятелей. Изделия кремлевских оружейников дают представление об
особенностях декора, о высоких конструктивных и технических качествах русского оружия.
Важное место в собрании занимает оружие, выполненное мастерами ведущих центров
русского оружейного производства XVIII-XIX столетий, таких как Тула,
Олонец, Сестрорецк, Петербург, Златоуст.
В Оружейной палате большое место занимает коллекция оружия, которая входит в число
крупнейших оружейных собраний мира. Еще на
рубеже XVI-XVII столетий один из
европейских путешественников, посетивших Россию, рассказывая о сокровищах Московского
Кремля, писал: «Богатство, заключающееся в сокровищнице, столь же трудно представить себе,
как и описать… Арсенал столь велик и так богато снабжен, что можно было бы вооружить 20
тысяч всадников». Даже если эта цифра несколько преувеличена, то, видимо, кремлевские
хранилища были так богаты, что производили
очень значительное впечатление.
В коллекции русского вооружения представлено различное по конструкции и форме
оборонительное и наступательное оружие. Многие произведения этой коллекции изготовлены в
мастерских Оружейной палаты, большинство
из них связаны с именами известных
политических и военных деятелей. Изделия кремлевских оружейников дают представление об
особенностях декора, о высоких конструктивных
и технических качествах русского оружия.
Важное место в собрании занимает оружие, выполненное мастерами ведущих центров русского
оружейного производства XVIII-XIX столетий, таких как Тула, Олонец, Сестрорецк, Петербург, Златоуст.
По материалам книги:
"Государственная оружейная палата",
Бобровницкая И. А., Кириллова Л. П. и др.,
1988.


Донова Кира Владимировна
Оружейная палата
1960



Эта небольшая по объёму книга знакомит читателя
со старейшим музеем нашей страны - Государственной
Оружейной палатой, находящейся в самом сердце
столицы - Московском Кремле.
Читатель узнает о многовековой истории Оружейной
палаты, первое летописное упоминание о которой
датируется серединой XVI века. Возникшая вначале
как производственные мастерские по изготовлению
боевого холодного и огнестрельного оружия,
различных оборонительных доспехов для вооружения
русских воинов. Вместе с мастерами-оружейниками
здесь работали мастера по изготовлению изделий для
царской казны и украшений, а также живописцы,
расписывающие царские хоромы, соборы, знамёна и
прапоры, писавшие иконы и миниатюры для евангелий.
В середине XIX века было построено специальное здание.
Оружейной палаты для хранения собранных ценностей,
которое постепенно приобрело статус общественного
музея. Обо всём этом, а также о знаменитых
экспонатах - доспехах князя Ярослава Всеволодовича
(XIII в.), шапке Мономаха, царских атрибутах Михаила
Романова - и других экспонатах можно
прочитать в данной книге.



Бобровницкая И. А., Кириллова Л. П. и др.
Государственная оружейная палата
Русское ювелирное искусство
ХII - начала ХХ века
Памятники оружейного мастерства
ХII - ХIХ веков
1988

Государственная Оружейная палата относится к числу
древнейших музеев мира. Около пятисот лет насчитывает её история.
Это уникальное собрание поражающих своим великолепием шедевров
декоративно-прикладного искусства России, стран Западной Европы и Востока.
Среди сокровищ палаты - произведения русских ювелиров XII - начала
XX в., западноевропейское художественное искусство XIII - XIX вв., памятники оружейного мастерства, драгоценные ткани и художественное шитьё
XIV - XVIII вв., светская одежда XV I- начала XX в., древние государственные регалии и предметы парадного придворного церемониала, парадное конское убранство XVI - XVIII вв., старинные экипажи. В альбоме представлены все коллекции музея, наиболее выдающиеся по своей художественной значимости памятники искусства, многие из которых связаны с примечательными, порой драматическими, историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей прошлого. Текст содержит не только богатейшую информацию о хранящихся в коллекции вещах. В нём рассказывается и о художественной культуре, обычаях той или иной эпохи или страны, об особенностях различных видов художественного ремесла.

Государственная Оружейная палата относится к числу
древнейших музеев мира. Около пятисот лет насчитывает её история. Это уникальное собрание поражающих своим великолепием шедевров
декоративно-прикладного искусства России,
стран Западной Европы и Востока.
Среди сокровищ палаты - произведения русских ювелиров XII - начала XX в., западноевропейское художественное XIII - XIX вв., памятники оружейного мастерства драгоценные ткани и художественное шитьё XIV - XVIII вв., светская одежда XV I- начала
XX в., древние государственные регалии и предметы парадного придворного церемониала, парадное конское убранство XVI - XVIII вв., старинные экипажи. В альбоме представлены все коллекции музея, наиболее выдающиеся по своей художественной значимости памятники искусства, многие из которых связаны с примечательными, порой драматическими, историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей прошлого. Текст содержит не только богатейшую информацию о хранящихся в коллекции вещах. В нём рассказывается и о художественной культуре, обычаях той или иной эпохи или страны,
об особенностях различных видов
художественного ремесла.

Info@cntb-sa.ru
Центральная
научно-техническая
библиотека по строительству
и архитектуре