АРМЕНИЯ

Армения прошла большой и сложный путь культурного развития. Высокого уровня армянская культура достигла в средние века, намного опередив Западную Европу. Мы можем судить об этой культуре по многочисленным, дошедшим до нас монументальным архитектурным памятникам – прекрасным произведениям армянского художественного гения, создавшего свой законченный архитектурный стиль. Именно в зодчестве полнее и ярче всего проявилась художественная культура Армении.

ПАМЯТНИКИ В АРХИТЕКТУРЕ СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ

1971


Средневековое армянское зодчество - одна из вершин искусства христианского Востока - покоряет красотой и величием сохранившихся памятников, их стилистической чистотой и тонкой связью с ландшафтом каменистой южной страны. В Армении впервые разрабатывались типы архитектурных сооружений, получившие в дальнейшем распространение по всему миру. Встреча с армянским зодчеством для читателя - это волнующая встреча с глубинными основами архитектурного творчества, а его эволюция на протяжении IV- XIV веков - поучительная история роста и обогащения пространственно-пластических и ансамблевых решений. Альбом возник в результате содружества знатоков армянской культуры - доктора искусствоведения С. Мнацаканяна и кандидата искусствоведения Н. Степанян с блестящим мастером фотоискусства А. Александровым. Благодаря их усилиям армянское зодчество предстает перед нами во всем своем великолепии, мощи и обаянии.
Альбом богато иллюстрирован.
Памятники в архитектуре Советской Армении. Альбом. – Л.: Аврора, 1971. - 112 с.: фото. - Пер. на рус. и анг. яз.


ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗОДЧЕСТВА АРМЕНИИ
V-VII ВЕКОВ

А. Л. Якобсон


Москва, Ленинград
1950

Книга посвящена истории армянского зодчества. Задача книги - в сжатом виде представить цельную картину его развития, процесса рождения армянского архитектурного стиля, слагавшегося в тесном сотрудничестве с народом братской Грузии, и проследить судьбы этого стиля на протяжении средневековья - с 5 по 17 вв. Автор стремился показать всю сложность и своеобразие этого процесса и вместе с тем передать читателю то ощущение художественной выразительности армянской архитектуры, которое вызывает общение с самими памятниками.
ЗВАРТНОЦ

В. Арутюнян

Ереван
1954

Храм Звартноц один из самых популярных памятников древнеармянской архитектуры. Цель книги ознакомить читателей с историей строительства и архитектурой храма и дворца.
АРТУР ТАРХАНЯН, СПАРТАК ХАЧИКЯН, ГРАЧЬЯ ПОГОСЯН

К. Бальян

Екатеринбург
2012

Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян - эти три имени убедительно ассоциируются с новым временем в современной армянской архитектуре, начавшемся в 60-е годы ХХ столетия. Многие постройки Тарханяна, Хачикяна и Погосяна отмечены различными государственными и профессиональными премиями, принеся их авторам заслуженное признание. Их совокупная зодческая архитектурная фигура, состоящая из трех равных "частей", функционировала на протяжении 25 лет. Их совместная деятельность обозначена единством идей и целостностью архитектурного языка. Они были верны своему времени и его принципам: созданию архитектуры, основанной на рациональном построении функциональной структуры и пространственных возможностях конструкций, стремлению к предельному самовыражению формы. В книге, написанной известным московским архитектором Кареном Бальяном, близко знавшим знаменитую троицу, бережно и любовно собраны материалы из их наследия. Автор стремился, чтобы текст был достоверным, отражал главное в работе архитекторов, для чего "на помощь" были призваны сами "герои" сюжетов, фрагменты из их статей, интервью, пояснительных записок к проектам, высказанные мысли. Много места уделено высказываниям современников Тарханяна, Хачикяна и Погосяна - коллег-архитекторов, критиков.

Книга рекомендована широкому кругу людей, интересующихся советской архитектурой в самом ярком ее проявлении.
Бальян К. Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян. – Екатеринбург: Tatlin, 2012. – 128 с., с илл


АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Ереван
1989

Архитектурные памятники Советской Армении. Путеводитель. Альбом на русском, армянском и английском языках.
Архитектурные памятники советской Армении: Путеводитель / сост. Г.С. Шахкян. - Ереван: Парберакан, 1989. - 158 с.: фото. - Пер. на арм., рус. и анг.яз.


АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ

Государственное издательство архитектуры и градостроительства

Москва
1951


Архитектура Советской Армении является ярким и наглядным доказательством созидательной деятельности народа в условиях социалистического строя. Благодаря своим достижениям современная архитектура Армении занимает одно из передовых и почетных мест в Советском Союзе. Альбом посвящен энергетике периода 1920-1950 гг., Снабжен предисловием на русском и армянском языках.
Архитектура Советской Армении. – М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1951. – 180 с. : илл.


ГОРОД АНИ

Арутюнян В.


Ереван
1964

Исследование выполнение по материалам археологических раскопок. Цель книги воссоздать былой градостроительный облик города Ани, имевшего столь важное значение в исторических судьбах армянского народа.
ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА В ЕРЕВАНЕ.
ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОЕКТЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

М. Григорян

Ереван
1969

Площадь, носящая имя Ленина, занимает исключительное место в градостроительстве Еревана, соперничая с лучшими площадями мира.

Заслуженный деятель искусства, лауреат Государственной премии Марк Владимирович Григорян один из тех, кому с самого начала довелось наблюдать строительство площади Ленина и быть причастным к ее созданию. На страницах этой книги оживают воспоминания о людях тех лет с их мечтами о будущем столицы Советской Армении.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХИТЕКТУРЕ МАССОВОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ АРМЯНСКОЙ ССР

Ереван
1967

В сборник включены статьи, посвященные отдельным вопросам массового жилищного строительства в специфических природно-климатических условиях Армянской ССР.
В статье Н.С. Шакаряна рассматриваются особенности застройки в горных условиях Армянской ССР. Даются предложения по типам жилых зданий и приемам их размещения в условиях сложного рельефа.

ЕРЕВАН-2750

В. М. Арутюнян

Москва 1968

В книге в краткой форме излагается история развития Еревана, систематизируются большие градостроительные работы, освещаются перспективы дальнейшего роста города. Книга посвящена 2750-летию Еревана, которое исполнилось в 1968 году.

КОЛЕБАНИЕ СООРУЖЕНИЙ, ВОЗВЕДЕННЫХ
В АРМЕНИИ

Б. К. Карапетян

Ереван
1967

Книга посвящена вопросу изучения колебаний сооружений и их оснований(грунтов), возведенных в Армянской ССР.

ГАРМОНИЯ КАМНЯ

Л. Ф. Григорова


Ереван
1981

Книга о строительном камне, которым богата Армения – туфе, мраморе, базальте их производных, знаменующих сегодня новое слово строительной индустрии. Второе рождение камня — это города Советской Армении, широкое строительство Еревана.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ

Ленинград
1971

Культура Армении - древнейшая и, особенно периода средневековья, составляет блестящую страницу мировой культуры. Однако в отличие от архитектуры и книжной живописи декоративное искусство средневековой Армении не становилось предметом сводного изучения, в поле зрения исследователей попадали лишь отдельные произведения или группы памятников. Между тем сохранившиеся образцы давали понять, что декоративные искусства, и те его виды, которые связаны непосредственно с архитектурой, и так называемые прикладные искусства, художественные предметы быта, представляют самостоятельную ценность.
Идея создания работы, посвященной декоративному искусству армянского средневековья, принадлежит скульптору А. Чакмакчяну, он же отбирал иллюстративный материал. Текст был написан искусствоведом Н. Степанян.

Ни текст книги, ни ее иллюстрации не могут претендовать на полноту охвата материала. Извинением для авторов должны послужить, с одной стороны - новизна материала, сложность его систематизации, с другой - недоступность многих великолепных памятников армянского декоративного искусства прошлого, находящихся ныне за рубежом.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕАРМЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ

Л. А. Дурново

Ереван
1957

Рассмотрена история изучения армянской средневековой монументальной живописи, начавшаяся лишь в XX столетии. Указаны причины столь позднего обращения исследователей к этой важной теме изобразительного искусства Армении: историко-политические обстоятельства в стране, многие века лишенной государственности; фрагментарное состояние сохранности самого художественного материала, а также ошибочные представления о якобы отрицательном отношении Армянской церкви к этим изображениям, идущие из эпохи Средневековья, но продолжающие бытовать и в Новое время даже в научной среде.

Автор прослеживает основные этапы в изучении армянской стенописи: от первых работ участников Анийских археологических кампаний на рубеже XIX-XX вв. до деятельности трех выдающихся ученых Л. А. Дурново (1885-1963), С. Тер-Нерсесян (1896-1989) и Н. Г. Котанджяна (1928-2013), которым история искусств обязана существованием целостного представления о средневековой монументальной живописи Армении. Углубленное исследование как самих фресок, так и имеющих к ним отношение средневековых письменных источников позволило этим ученым установить основные пути развития армянской стенописи, выявить существовавшие в ней художественные направления и характерные национальные черты, определить особенности декоративных программ и иконографических изводов, а также специфические свойства армянских грунтов под стенопись и живописную технику фресок. Раскрыт вклад каждого из этих ученых в изучение монументальной живописи средневековой Армении.
СУДЬБА И КАМЕНЬ

К. Н. Бакши

Москва
1983

Архитектура Армении, ее храмы и памятники, древний манускрипт с блистательными миниатюрами и полотно современного художника, базальт и туф, облагороженные рукою человека, судьбы мастеров и судьба народа - главные герои книги.

Популярная форма изложения сочетается с научной основательностью, документальные сведения - с лиричностью тона и увлекательной манерой рассказа, искусствоведческий анализ - с картинами жизни минувших эпох, о зарисовками личности современных художников. В книге около 90 цветных и тоновых иллюстраций.
Бакши К. Н. Судьба и камень. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 232 с., с илл.


ОРЕЛ И МЕЧ

Бакши Ким

Москва
1971

Книга предназначена всем, кто интересуется историей культуры и ее творцами, необычной судьбой армянских рукописей в жизни народа, пронесшего сквозь века веру в торжество разума, добра и справедливости.
КОВРЫ АРМЯНСКОЙ ССР

Москва
1952

Альбом Составители А.А. Ахмeдов. и другие Главный редактор А.П.Кoрaблев. г. Моcквa Цeнтропpoмcовет. 1952г. 53 полностраничных таблиц. Твёрдый с аппликацией и тиснением переплет, большой формат. Таблицы рисунков. Ковры, помещённые в каталоге, изготовляются ковровыми артелями, объединяемыми Армянским ковровым союзом.

Представлены 4 группы ковров.
1. Ереван, Иджеван
2. Куба, Ширван
3. Гянджа, Казах
4. Карабах. Указаны основные размеры, плотность, высота ворса, цвет фона.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ
cntb-sa.ru



наш адрес:
127434 Москва, Дмитровское шоссе, дом 9 строение 2
Проезд: м. «Тимирязевская»


+7 (495) 639 68 65
Спасибо!
Будет замечательно, если вы расскажете нам о своих впечатлениях.